Леонид Гроервейдл●●Кое-что о наших соседях●Часть 33

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Кое-что о наших соседях
Характер материала: Эссе
Автор: Гроервейдл, Леонид
Дата создания: 25/05/2012. 
Часть 33

Содержание

Сколько где платят

Зарплата при работе на израильскую структуру

Моя коллега видела расчётный листок одного из рабочих бригады Управления древностей. Подоходный налог за месяц с него удержали около 300 шекелей.

С небольших зарплат подоходный налог берут в размере 8%. Следовательно, месячная зарплата у того человека была около 4000 шекелей. Как раз столько по закону составляет минимальная зарплата в Израиле (22 шекеля в час). На фоне того, что зарабатывают работники арабских подрядчиков, это очень хорошие деньги.

Зарплата в Иордании

Тот дядька, который судится за разрешение на работу в Бейт-Арье, рассказывал, что работал несколько лет в Иордании. Зарабатывал по 2000-2500 шекелей в месяц. Но та работа кончилась, теперь надо работать тут, поскольку в его возрасте никаких других вариантов не видно.

Похожую историю рассказал другой дядька на воротах промзоны Ариэля.

Возможно, промышленность Иордании переживает некоторый спад. Или там не терпят немолодых работников. Интересно, что оба мужика называли сумму заработка в шекелях. Доллары, а тем более иорданские динары здесь больше не актуальны.

При курсе доллара примерно 3.75 шекеля получается, что зарплата в Иордании доехала до 550-650 долларов в месяц, практически сравнявшись с зарплатой в Иудее и Самарии. Значит, потеряно преимущество дешевизны рабочей силы.

Арабский подрядчик - не вариант

В один из дней, когда я сидел на воротах завода, к будке подошёл молодой парень и спросил, есть ли тут работа. Работы на этом заводе давно нет, увольняют и имеющихся людей. Я показал ему пару мест в пределах прямой видимости, где можно, по крайней мере, спросить.

В одно из мест он пошёл, поговорил и не был принят. На обратном пути подошёл ко мне и сказал, что там нужны специалисты на полную ставку, а он студент и ищет работу для студента (не мешающую учёбе). Во второе из указанных мест он даже не пошёл, сказав, что знает это заведение. Там арабский подрядчик, и платят 12-13 шекелей в час.

Сколько можно заработать?

Июнь 2014 года. По радио обсуждали новость: в Иорданской долине местные еврейские фермеры нанимают арабов работать за 6-8 шекелей в час. Это полное безобразие, совершенно незаконно, но арабы не жалуются.

На вопрос «почему» отвечают, что у них семьи, которые надо кормить. Другой работы там нет. Работая по 12-16 часов в день, они выходят на зарплату, которая даёт возможность прожить. То есть 1500-2500 шекелей в месяц ($430-700).

У фермеров тоже нет другой возможности. Если платить, как положено, по 23 шекеля в час, хозяйство будет убыточно. Придётся всё закрыть и сесть на пособие по безработице.

А арабы, у которых нет никакого пособия, вообще останутся без хлеба и пойдут заниматься чёрт знает чем. Семью-то надо кормить!

Политика, которая занимается людьми

Кто-то великий сказал, что если человек не хочет заниматься политикой, политика займётся им. Нашими арабскими соседями политика занимается уже очень долго, так что успела им остошайтанеть. Я имею в виду, разумеется, простых людей, озабоченных тем, как нормально прожить.

Нельзя работать на оккупантов

В конце 2010 года власти Палестинской автономии – те, которые правят Иудеей и Самарией – затеяли очередной скандал с Израилем.

Они объявили с 1 января 2011 года запрет всем своим подданным работать у израильских работодателей и покупать что-либо у евреев, живущих на «территориях».

Семеро мужиков, работающих на заводе, несколько волновались. Хотя было понятно, что из этой затеи выйдет то же, что всегда выходит у тех деятелей, было понятно и то, что напакостить они могут много.

Вспоминали «забастовки» на заводах в промзоне Ариэль-запад. Как рабочие того или иного завода вдруг все не выходили на работу и объясняли по телефону, что их заставили. Что кто пойдёт на работу, тот вернётся в пустой дом: вся семья будет в тюрьме.

В промышленности и строительстве в еврейском секторе работают не менее ста тысяч арабов из Иудеи и Самарии. Никакой другой работы в этих местах для них нет. Можно было предположить, ЧТО они устроят своему начальству, если оно всерьёз попробует лишить их и семьи средств к существованию.

Начальство, видимо, тоже сообразило, что им не хватит их полиции. В смысле, надолго не хватит – она очень быстро кончится. И в начале января все вышли на работу, как всегда.

А хозяин грузовичка – утилевоза вдруг приехал на завод на легковой машине.

Он сказал мне, что грузовик у него отобрали "автономные" власти. За то, что имеет дело с евреями. Что с властями ведутся переговоры, и он надеется получить машину обратно.

Когда по дороге домой после смены я рассказал про это коллегам, сторож с другого завода рассказал похожую историю. На тот завод, который он сторожил, позвали другого сборщика утиля и сдали ему мелко нарезанный пластиковый брак. На дороге его поймала палестинская полиция и оштрафовала на 14000 шекелей. Столько примерно стоил его грузовик.

Прошло три месяца. Машину утилизатору не вернули. С помощью богатых родственников он купил себе другую.

Как выяснилось, тот богатый господин, что работает с заводом, бывал и в "автономной" тюрьме, где его пытали. Никаких гарантий безопасности там нет ни у кого.

В общем, всё ясно. Властям «автономии» не нужна опора на национальный бизнес. Они питаются из других кормушек – помощи от арабских стран, ООН, ЕС, США, да и от Израиля тоже идёт немало.[1][2] Хватает как раз на их потребности: себе взять, содержать силовиков и – кое-как – чиновников.

Ниже мало что просачивается. Простые люди выживают сами. В том числе власти на местах кормятся от своих подданных. Им-то не надо, чтобы бизнесмены прогорели. Но их не спрашивают.

Контрабанда из промзоны Ариэля

Приехал солидный господин с грузовиком - заказчик одного из заводов. Ждёт перед воротами, когда приедет представитель завода и сопроводит его к заводу - грузить товар.

Я заметил, что за километр до ворот этот грузовик остановился, и с него кто-то сошёл. Коллега объясняет, что сошёл там сын этого господина и остался дозорным на мосту над шоссе. Его задача - убедиться, что рядом не шныряют шпики из "автономной" тайной полиции, или как оно там называется. Если поймают, то поедут следом и где-нибудь в зоне своих полномочий нападут. Товар отнимут, оштрафуют, могут и машину отнять, и посадить.

То, что товар сделан их же гражданами, неважно. Их дело - не давать арабским бизнесменам иметь дело с израильскими предприятиями в Иудее и Самарии.

Автономные гебилы

А ещё был случай, когда въезжающий в ворота хозяин одного из заводов указал нам на арабскую машину, стоявшую недалеко от ворот у тротуара в направлении выезда из промзоны. Там обычно стоят те, кто кого-нибудь ждёт.

Наш бизнесмен сказал, что эта машина тут не в первый раз, и рожи внутри подозрительные. То ли воры, то ли палестинские гебэшники, приехали кого-то выслеживать.

Мы немедленно записали номер и вызвали полицию, которая прибыла и разбиралась с тремя молодыми нагломордыми спортивными мужичками из этой машины.

Некто в мундире

В конце рабочего дня напротив ворот (со стороны выезда) собираются арабы, ожидающие транспорта, чтобы ехать домой. Однажды на этом месте вылез из подъехавшей машины молодой мужчина. Машина уехала, а он остался. Присмотревшись, мы поняли, что это палестинский полицейский.

Такого хамства не потерпим! Здесь зона С, где их полиции и на дух не должно быть. Попробовал бы наш полицейский этак светиться в их зоне управления - страшно подумать, что может быть! Срочно вызвали нашу полицию, сообщили офицеру безопасности Ариэля. Сами к нему не совались: мы не полицейские, наши полномочия - в пределах промзоны, но не на дороге.

Пока ехала подмога, спросили выходящих с работы арабов, не знает ли кто-нибудь этого типа. Кое-кто знал. Как скверного полицейского, любителя пристать и сделать пакость только для того, чтобы продемонстрировать свою значительность.

Приехали наша полиция и офицер безопасности, задержали нарушителя границы и стали снимать показания. Оказалось, что из полиции его выгнали, и он теперь крутится в поисках работы. До этого места его подвёз знакомый водитель, а теперь он ждёт попутку до своего дома.

Почему ходит в форме? Потому что это хорошая зимняя одежда. Не выбрасывать же, особенно когда нет денег на другую!

Хватит заниматься чепухой!

И не раз кто-нибудь из ожидавших перед будкой арабов, когда заходил с ними разговор, спрашивал: "Когда вы уже заберёте эти места и дадите нам израильские документы?".

Новые времена?

Мы с одним из работников муниципалитета Бейт-Арье разговаривали о футболе. Точнее, об его израильской мутации, выродившейся в какую-то особую игру "кадурегель".

Мужик пожаловался, что за право посмотреть на это безбразие ещё и дерут несусветные деньги. За билет на стадион в Петах-Тикве с него хотели 80 шекелей!

Оп-па! Разрешение на работу у него местное, бейт-арьевское. Разрешения на въезд в пределы "зелёной черты" у него нет. Автобусы компании "Афиким" в Бейт-Арье не ездят, так что вариант доезда на автобусе не проходит (если только водители "Эгеда" не перешли тоже на работу по новым правилам). Как он попал в Петах-Тикву?

Да легко! Подвёз кто-нибудь из местных жителей, и обратно подвёз. Жители Бейт-Арье спокойно подвозят знакомых арабов куда им надо. Так же спокойно, как приезжают за покупками в магазин посреди арабской деревни.

Были случаи, когда хозяин одного из гигантов местной промышленности подъезжал к воротам, останавливался около меня и вежливо ставил в известность, что едет с рабочим (сидящим рядом в машине) к заказчику в Тель-Авив. Он даже не брал с собой удостоверение личности рабочего, лежавшее в моей корзинке.

То ли ему было по боку, что он везёт с собой человека без документов, то ли не вполне понимал, что при проверке на КПП может получить плюху за провоз такого пассажира. Не имеющего разрешения на работу внутри "зелёной черты".

Как-то легче все стали относиться к попаданию в наши города и посёлки арабов с "автономным" гражданством. Вот они уже и по Рамат-Гану гуляют. Наверное, и в море купаются на тель-авивских пляжах. Заметим, гулять едут почему-то в район Большого Тель-Авива, а не в Шхем или Рамаллу - тоже очень большие города.

У нас в Ариэле арабы из соседних деревень стали появляться в таких местах, где их лет десять не видали. Несколько молодых арабов работают около моего дома - ухаживают за растениями и чинят проходы-проезды. Тоже сотрудники муниципалитета, как в Бейт-Арье. Недавно я видел арабов-работников в овощном магазине. Раньше они работали только на стройках, подальше от контактов с гражданами.

А на воротах прозоны Ариэль-запад я недавно видел сенсационное зрелище. В конце рабочего дня из ворот вышли двое мужчин абсолютно израильского вида. В расписных рубашках навыпуск, мешковатых шортах до колен, с неописуемо мерзкими "современными" причёсками. Они пошли на стоянку машин перед воротами и сели в машину с белым ("автономным") номером.

То, что наши сограждане ходят в виде волка из "Ну, погоди!" - давно дело привычное. Но арабов в таком виде я ещё не видел никогда. Только в длинных штанах, коротко стриженых - в общем, по устаревшему стандарту восьмидесятых годов. Или уж в традиционном арабском виде. А тут - на тебе!

Может быть, потихонечку пошёл процесс притирки населения друг к другу с двух сторон? Пока политики жуют мочалку с "мирным процессом" и "палестинским государством", простые люди явочным порядком приспосабливаются к существующей реальности. И к возможному развитию событий.[3]

Такое уже бывало неоднократно. И каждый раз прерывалось очередной дурацкой выходкой политиканов - наших и арабских - и вспышкой насилия. Дай Б-г, чтобы в этот раз прошло хорошо!

Проблема культурных различий

Араские строители ждут подвозки у въезда в Ариэль. Сзади - въезд в Сальфит.

В июне 2014 года меня послали помогать на ворота Ариэля. Помощь требуется коллеге из другой сторожевой компании, который прикреплён к стройке.

Утром он должен проверить всех пришедших арабских рабочих по альбому с копиями разрешений на работу и отметить в списке, что такой-то сегодня здесь.

Походная канцелярия размещается на багажнике его машины. Отметка происходит перед въездом в город. Те, кто отмечен, могут сесть в машину, нанятую строительной компанией, и ехать на стройплощадку.

Работники прибывают группами. Норовят подойти сзади и начинают кричать свои номера в альбоме. Выстроить их в очередь – отдельная задача, требующая некоторого количества мата и крепкой глотки. Иврит знают не все, понять номера – отдельная задача.

Некоторые создают дополнительные проблемы. Субподрядчик – бригадир с несколькими работягами - почему-то решил, что мы должны выполнять его команды. Стоит с другой стороны и диктует номера своих работников – безо всякой связи с очередью. Пару раз пришлось его заткнуть.

Запись идёт партиями по десять или шесть человек – смотря, какая машина должна прийти. Если отметить больше, чем вмещается в машину – начнётся драка при посадке.

Так ведут себя не все, а только те, кто приехали из-под Хеврона. Те, что из Кифл-Хареса, потише.

Недавно главный по этой команде – довольно богатый человек из Кифл-Хареса – обсуждал со сторожем новую проблему. Те работники, которые с юга, работают «вахтовым методом». Домой ездят на выходные, а на неделе живут в двух снятых для них домах. Точнее, полутора: один дом целиком, во втором один этаж.

И так понравились населению Кифл-Хареса, что с хозяином этих домов половина соседей перестала здороваться. В доме, где их этаж от соседнего отделили специально сваренной решёткой, они эту решётку выломали. На улице шумят, мусорят, нарушают общественный порядок.

Деревенский совет специально собрался и постановил: если в течение десяти дней не начнут вести себя прилично – выгнать их из деревни. А пока что ни в одной из соседних деревень не сдают квартир другим бригадам из Хеврона и рядом.

Только в Сальфите. Там порядки городские, есть полиция, в случае чего просто побьют. Но цены на квартиры там куда выше, что создаёт экономическую проблему – слишком мало останется от заработка.

Нагадили ребята и себе, и своим соседям по району Хеврона.

Источники

Примечания

  1. WebGround. Проект мониторинга Рунета
  2. ВБ выделил помощь Палестинской автономии
  3. По сообщениям радиостанций "Голос Израиля" и "Галей ЦАХАЛ", в феврале 2012 года Нафтали Беннет обнародовал свой план аннексии зоны С с предоставлением живущим там арабам права получить гражданство Израиля. Численность арабского населения в "зоне С" оценивается от 48000 до 150000 человек.

К оглавлению