Шломо Авинер●●Таль Хермон●(4-07) Балак

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Книга: Таль Хермон
Характер материала: Рецензия или комментарий к первоисточнику
Автор: Авинер, Шломо
, переводчик неизвестен
Язык оригинала: ивритКопирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений
Недельный раздел "Балак"

Содержание

Пустыня – подготовка к Земле Израиля

Путь из Египта в Землю Израиля проходит в пустыне. По пути Народ Израиля переживает переломные моменты и различные испытания, которые представляют собой подготовку к естественной жизни народа в своей земле. В первой части книги Бамидбар происходят внутри народные кризисы: Мераглим (грех разведчиков), Корах, жалобы, Аарон и Мирьям и т.д. Во второй части книги Бамидбар происходит борьба против внешних сил: Эдом, Сихон, Ог, Моав и Мидьян. Как следствие всей этой борьбы, образуется новое поколение, поколение входящих в Землю Израиля, которое вполне подходит для выполнения своей миссии.

«И зажил в Моаве»

Приближение Народа Израиля к Земле Израиля увеличивает страх народов. «И весьма боялся Моав народа сего, потому что тот был многочислен; и надоела (жизнь) Моаву из-за сынов Исраэйля.» Почему они боятся? Почему не выходят воевать? Этот страх не начался сейчас, но начало свое берёт с выхода из Египта. Уже во время Шират аЙам (песнь на море) которую пел Народ Израиля, мы слышим отголоски страха и трепета, который охватил сердца народов мира в общем, и народов живущих в Земле Израиля в частности. «Услышали народы и трепещут; трепет объял жителей Пелашэт. Тогда смутились князья Эдома, вождей Моава объял трепет, оробели все жители Кынаана.» (Шмот 15 14;15) Какова причина такого сильного страха? Из за того, что народы знают цель нашего выхода из дома рабства: «Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил; сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.Введешь их и насадишь их на горе удела Твоего, на месте, что жилищем Ты сделал Себе, Г-споди, во святилище, Владыка, что устроили руки Твои.» (Шмот 15 13;17) Так же и Рахав, когда её посетили разведчики Иошуа, передаёт атмосферу ужаса, которая царит среди народов, живущих в Земле Израиля : « И сказала людям этим: я знаю, что Г-сподь отдал вам эту землю, и что на нас напал страх пред вами, и что оробели все жители земли этой пред вами» (Йошуа 2 9).

И вот, Народ Израиля приближается, и его намерения не вызывают сомнений. Конечно, верно, что с царством Эдома мы вели себя скромно. Очень вежливо попросили разрешения пройти через его границы, а когда нам было отказано, мы не пошли брать то, что нам нужно силой, а склонились над ними ( Бамидбар 20 11,21). С другой стороны, два эморейских царя владеющих огромными силами, нам удалось тотально разгромить, сильнее некуда, как сказано про Сихона: « И поразил его Исраэйль мечом, и завладел землею его», а про великана Ога, царя Башана: « И поразили они его и сынов его, и весь народ его, не оставив у него (ни одного) уцелевшего, и овладели землею его» (Там же 21 35). И если уж эти два царя, охраняющие вход в свои земли, на которых была вся надежда, не устояли перед Народом Израиля вышедшего из Египта, что малым народам остаётся делать (Раши на начало недельной главы)? Именно поэтому они боятся и не осмеливаются выйти на войну, результаты которой, ясны как солнце. Им вполне ясно, что с помощью физической силы им не превозмочь Народ Израиля. И поэтому надо искать другие пути.

Колдун Билам

Балак признает тот факт, что сила Народа Израиля, не физическая, а духовная, и поэтому не стоит действовать с помощью обычной войны, которую не выиграть, а стоит обратится к духовным силам, способным иметь дело с духовными силами Народа Израиля. Поэтому он обращается к Биламу. И это великий человек. Большие злодеи не такие, как мелкие. Они имеют огромную собственную ценность и потенциал, но все их великие силы обращены к нечистоте, в силу того, что не направлены на святость (Игрот Раая 2:34). Мудрецы возвышают Билама когда токуют стих «И не было более пророка в Исраэйле, как Моше, которого Г-сподь знал лицом к лицу» - в Народе Израиля не было, но у народов мира был. Кто он? Билам (Сифри Дварим 34:10). До такой степени! Тогда это человек великой духовности, мировой философ, человек космического значения. И только он может победить этот народ. Он человек, «Знающий волю Всевышнего, видящий будущее сил», он победит силой «мужской речи». Сила, конечно, может привести к победе на поле боя, но последний победитель не сила, а дух. Именно поэтому они приходят к Биламу. По правде сказать, и Балак был колдуном (см. Бамидбар Раба 70:18), и его посланцы владеют колдовством. Но в отличии от Билама, Балак колдун практик, силы которого узки и ограничены. Балак мог только сотворить птичку по имени «Знание». В отличии от него, Билам человек общего духа. (см. Берешит Раба 65:20, Тана ДеБей Элиягу раба 28, Зоар 3,305:1, Бамидбар раба 20:18 , Зоар 3,184:2).

Вопрос: Как возможно, что есть влияние духовных сил действующих против стремления Б-жего?

Ответ: Всевышний дал человеку разные силы, физические и духовные, и ими-то человек может воспользоваться в худшую или в лучшую сторону. Как человек может использовать физическую силу, чтобы приносить боль, как бы против воли Творца, так же есть духовные силы с помощью которых можно влиять на физический мир, и так же есть духовные силы, с помощью которых можно наводить проклятья. Мудрецы объясняют понятие «Колдун»: «колдующие в планах небес» (Сангедрин 67 2), то есть, духовные силы нечистоты, действующие и влияющие в разрез с идеальным порядком реальности. Билам сын Пеора, поставленный над великими духовными силами обращенными лицом к злу и хаосу в реальности, выходит проклинать Народ Израиля.

Между Биламом и его ослицей

И вот, в пути мы становимся свидетелями странного конфликта между Биламом и его ослицей. Есть между ними суд, и жаркий спор. Что мы из этого должны выучить? С одной стороны, как это относится к нашей главе, суть которой в противостоянии между Народом Израиля, Моавом и Биламом? Действительно, это исключение объясняющее правило. В смысле конфликта Билама и ослицы мы можем найти корень конфликта Билама и Народа Израиля.

Раши толкует, что поражение Билама в конфликте с ослицей, показывает нам на его слабость в будущем конфликте с народом Израиля. В тот момент когда он говорит ослице «если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя», «большого осуждения заслужил перед высокими силами. Идет убивать целую нацию своими словами, а для убийства ослицы требует меч?»(Бемидбар 22 29 Раши там). Этот промах является предвестником поражения в основной борьбе. Но остаётся вопрос: Почему Билам был попран ослицей? Почему он не мог её победить? Он не мог её заколдовать с помощью силы слов (заклинания)? Весь смысл этой истории, чему нас должен научить? Начало борьбы заключено в 3-х «грехах», которыми согрешила ослица: свернула с дороги, прижала его ногу к забору, и в конце ложится под ним на пути, с которого не свернуть ни вправо, ни влево. В каждом из этих случаев Билам бьёт свою ослицу. И тут происходит чудо, и ослица начинает говорить и спрашивает: « Что я тебе сделала, что ты меня три раза бил?». Сам вопрос, безотносительно к тому, прав Билам или нет, является требованием из области морали. Это риторический вопрос, нападение. Ты думаешь, что животное бесправно, что нет перед ним ответственности по отношению к твоему к нему поведению? Нет! Есть ответственность. Даже животные заслуживают подходящего обращения. (Раби Егуда аХасид подчёркивает, что когда придёт час, ответят люди за то, что заставляли страдать коней от своих шпор (Сефер а-Хасидим 44)).

Как отвечает Билам на это моральное обвинение? Он придерживается насильственной ярости, до желания убить: «если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя». До этого, когда ослица его придавила, ему хватало битья, а сейчас он хочет убить ослицу. Почему? Удар, нанесённый его телу, не так его раздражает, как факт, что ослица, низкое животное, имеет к нему претензии в области морали. Это уже больше, чем он может выдержать. Но ослица продолжает объяснять свою реакцию на его агрессивные действия: «не я ли твоя ослица, на которой ты ездил издавна и до сего дня? Имела ли я обыкновение так поступать с тобою?». До сегодняшнего дня я вела себя с тобой как полагается, тогда почему ты сразу берёшься меня бить? Сначала ты должен попробовать понять, что меня заставляет поменять обычный порядок действий, ты должен понять и помочь. Потом, почему ты придираешься к единственному плохому случаю? Ведь до сих пор все было вполне прилично, почему ты смотришь только на что-то выходящее за рамки? Ты ни кто иной, как владелец дурного глаза, человек, видящий только отрицательное в действительности. Ты конечно большой философ, но когда это касается тебя, ты теряешь всякую способность к верным моральным суждениям. Билам остался без ответа: «И сказал, нет!». И в итоге ему приходится признать то, что он не прав. Он сдался против нравственной позиции животного. Он побеждён животным. Он не может с ней справится ни мечом, ни колдовством, пока мораль на её стороне! Тут приходит и высокое объяснение этому: «И открыл Господь глаза Биламу, и увидел он ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке его». И только сейчас он видит. До этого видела ослица ангела, а Билам не видел.

Ангелы – это высшие законы в реальности. Есть силы, которые работают в физической природе, есть Божественная динамика двигающая историю человечества, есть духовные силы, проявляющиеся в душе человека, и есть Божественные духовные силы. Один из этих ангелов – это закон морали в реальности. Ослица видела этот закон. В этом нет чуда. Только то, что ослица заговорила – это чудо, сотворённое перед закатом, но не видение ангела. (Авот 5 8), так как у ослицы есть инстинктивное понимание простых моральных законов, которые Билам, не смотря на его мудрость, не может видеть. И поэтому он не видит. И только когда он признаёт правоту ослицы и принимает её моральное наставление, только тогда ему открывается ангел морали. И он тоже чувствует искривление морали и извращение Божественного закона и подвергает Билама критике: «за что бил ты ослицу твою уже три раза? ведь это я вышел помехою… я даже убил бы тебя, а ее оставил бы живою.». И после такой резкой критики со стороны высших сил, Билам признаётся в собственном грехе: «согрешил я, ибо не знал, что ты стоишь против меня на дороге».

Реальность сверкания морали осторожна с животными (см. Орот Кодеш, 2:362), и подчёркивается научными исследованиями. Например опыт, когда 2-х обезьян посадили вместе в клетку, и каждый раз когда один из них ел , второго било током и ему было очень больно. Когда первая обезьяна заметила это, она стала сильно реже питаться и отказываться от еды. Когда им поменяли роли, обезьяна, которая была жертвой в первом эксперименте ,держалась ещё дольше и ела ещё реже, чтобы не приносить страдания другой обезьяне.

В Пророках мы читаем: «Знает бык покупателя своего, а осёл выкормлен хозяином». Животные проявляют верность и преданность своим хозяевам (см. Нецах Исраель, глава 2). Конечно, каждое животное проявляет свою преданность по-разному: бык очень послушен, но с другой стороны он требует особых условий и немного разбалован. Осёл же, напротив, иногда бунтует, но, как правило, преданно работает в тяжёлых условиях: поднимается по узким тропинкам в горах, готов лежать где дадут. Поэтому, колено Иссахара сравнивали с ослом, ибо «Осел крепкий» - готовый выдержать груз Торы. (Берешит 59:14, Раши). Машиах же, именно «Бедный, едущий на осле». (Зхарья 9:9). А в книге Зоар говорится, что осел «плох снаружи и хорош внутри», очень приземлённый, но есть в нём несколько ступеней добродетели любви и преданности. (Игрот Раая 2 игерет Такана). Так же и Машиах, «едущий» на поколении такого рода. Биламу, который так гордился своей духовностью, не хватает той простой морали. Его поражение в споре с ослом, показало ему, что чтобы победить Израиль, нужна духовная сила, но и это ещё не всё, нужна ещё и сила морали, и этого у него не было. Нет у него той этической прямоты, базисной, примитивной, сверкающей у животных. И все духовные силы подвластные ему не помогли преодолеть правоту ослицы, понятно, что он не сможет преодолеть с величиной этичности Народа Израиля. Его поражение в борьбе с ослицей предрекает его поражение в борьбе с Народом Израиля.