Шломо Авинер●●Отличительные признаки Машиаха

Материал из ЕЖЕВИКА-Публикаций - pubs.EJWiki.org - Вики-системы компетентных публикаций по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск


Характер материала: Лекция/выступление/публикация
Автор:
Авинер, Шломо, переводчик неизвестен
Язык оригинала: ивритКопирайт: правообладатель разрешает копировать текст без изменений
Отличительные признаки Машиаха (סימני המשיח)

Часть 1

Если кто-то завтра заявит, что он Машиах —
как мы сможем узнать, действительно ли это так?


Есть единственный авторитет в области еврейского закона, который уделил в своих трудах внимание этому вопросу, осветив его с галахической точки зрения, — Рамбам. В двух последних главах раздела, посвященного законам царей, он привел все те сведения о Машиахе, которые ему были известны от учителей. Рамбам говорит, что Машиах должен быть царем. При этом имеется в виду «царем» в буквальном смысле слова. В законах царей приводятся правила назначения царя верховным судом, его права и обязанности.

Кто-то может сказать: «А разве глава правительства не подходит для этой роли? Ведь все полномочия сосредоточены в его руках». Является ли оправданной эта надежда — что глава правительства окажется Машиахом? Ведь прежде всего мы говорим о Машиахе, власть которого, сконцентрировавшись в его руках, будет нести благословение. Одно из условий для этого — принятие им самостоятельных решений, не зависящих от политического давления, хотя возможно, у него и будут советники.

Нельзя отрицать, что в демократической форме правления заложено определенное благословение, но ощущения общей пользы и направленности решений на общее благо не возникает, так как эти решения чаще всего принимаются в конфликтной обстановке, когда целый ряд представителей протестует, оспаривает и не одобряет их.

Часть 2

Машиах должен происходить из рода царя Давида. Временно может править и еврей из любого другого рода, но престол вечной династии всегда сохраняется за потомками Давида. Царь, который может стать Машиахом, должен «размышлять о Торе и быть занятым исполнением ее заповедей». Даже человек, временно взявший в свои руки бразды правления, должен заниматься Торой (Законы Царей, 3:5). В противном случае он не сможет выполнить одну из своих самых главных обязанностей — влиять на духовный уровень народа.

В свете всего сказанного возникает вопрос: не превратится ли стремление царя поднять духовный уровень и уровень соблюдения заповедей во всем народе в религиозное принуждение? Очевидно, что нет, потому что распоряжения и постановления царя, административные и другие меры наказания нельзя назвать религиозным принуждением. Это лишь требования государства, подобные закону о взимании налогов со всех граждан. Во многих государствах есть такие законы, которые не всем нравятся, но, тем не менее, люди принимают их и живут в согласии.

Вот другой отличительный признак Машиаха, на который указывает Рамбам: «И будет вести войны во имя Всевышнего». Опять же, в этом случае Рамбам не говорит метафорами, а, как любой другой авторитет в области еврейского закона, предполагает, что его слова будут восприняты буквально. Войнами Всевышнего называется не агрессия или угрозы в адрес соседей, а «помощь сынам Израиля», т.е. защита евреев. Рамбан добавляет, что войнами Всевышнего называются также войны за завоевание Земли Израиля. Не нужно думать, что выход на войну — самоцель. Во все времена люди любят мир и спокойное проживание в своей стране, и природа человека в этом плане не изменится и во времена Машиаха. Но что же делать, если мы со всех сторон окружены врагами? Машиах не только посылает солдат в сражение — он должен быть главнокомандующим, который сам ведет их в бой.

Часть 3

Если царь удовлетворяет всем этим требованиям — сам исполняет заповеди Торы и занят ее изучением, заботится о распространении Торы и соблюдении ее законов всем народом и выходит на войны Всевышнего - тогда он считается царем-Машиахом. «Считается» — совершенно конкретное галахическое понятие. Когда по некоторым причинам нельзя выяснить истину, опираются на те или иные признаки. Так и в данном случае: поведение царя, с галахической точки зрения, обязывает считать его царем-Машиахом, хотя его настоящую сущность выяснить не представляется возможным. Но если его поведение изменится, изменится и наше отношение к нему.

С какого же момента мы можем точно утверждать, что он — Машиах, и более не опасаться, что с ним произойдут какие-либо изменения? Критерии таковы: если в войнах ему сопутствует удача, если дело просвещения народа в плане Торы продвигается успешно, если он начинает и успешно завершает строительство Храма и собирает остатки народа Израиля, рассеянные по всему миру, то такой царь Израиля — Машиах вне всякого сомнения.

Можно спросить: почему Рамбам не написал, что Машиах вернет народ к Торе и к соблюдению ее законов не силой указов, а через любовь к ней, которую он сумеет пробудить? По той причине, что это задача не царя-Машиаха, а пророка Элиягу, о котором сказано в книге пророка Малахи: «И вернет сердца отцов к сердцам детей и сердца детей — к сердцам отцов».